Оксана Чернышова: дорога к счастью

(одна из 28 историй книги «Разреши себе. Женские истории про счастье». Новое издание книги выйдет в августе 2018 года в издательстве АСТ)

***

Что такое духи? Нет-нет, это вовсе не просто ароматическая жидкость на спирте, как пишут в определениях. Это целый космос, отдельная планета… «Духи – это память, которая не подведет», – утверждал Пьер Карден. Американские индейцы не без основания считают, что с запахами связана самая долговременная память. Ведь правда, стоит только вдохнуть аромат, который связан с определенным периодом жизни, каким-то событием или человеком, как в голове начинают возникать яркие картинки, образы, сюжет из прошлого… И не только картинки – оживают чувства, ощущения, меняется настроение. Ароматы обладают над нами удивительной властью. Нет никакого насилия! Этой власти отдаешься полностью, без остатка и абсолютно добровольно…

…Она с самого детства была просто помешана на ароматах. Добавляла каплю парфюма даже когда стирала белье или мыла пол. Даже в те жизненные периоды, когда практически не было денег, духи у нее были всегда. Но и подумать о том, чтобы стать парфюмером она не могла! Это было всё равно, что мечтать стать космонавтом!

– Парфюмеры казались мне небожителями, которые, к тому же, живут точно не в нашей стране! – рассказывает Оксана Чернышова.

Сегодня она самый настоящий парфюмер, профессионал, страстно увлеченный своим любимым делом. Она может говорить на эту тему часами, и её можно слушать вечность. Голос… У Оксаны какой-то совершенно невероятный голос: глубокий, чувственный, завораживающий. Мы сидим в уютной питерской кофейне и говорим, говорим…

o.28461

Оксана живёт в Санкт-Петербурге и «корнями вросла в этот город», как говорит она сама. Кстати, в город она влюбилась с первого взгляда, приехав в 1995 году сюда на разведку: мужу досталась в наследство квартира, они вдвоем поехали посмотреть и решить стоит ли переезжать. Как только вышла из поезда на Московском вокзале, первое что потрясло – это запах: «Чувствую – пахнет морем! Как так? Лето, жара, центр города и вдруг море? Необычно и прекрасно!» – это она Балтику учуяла своим чувствительным носом.

Уже 20 лет Оксана в Питере, очень любит этот город, и он отвечает ей взаимностью. Сейчас. Принял он её не сразу, как будто бы проверял на прочность решение переехать сюда из родного сибирского Омска. 17 августа 1998 года молодые и полные надежд Оксана с мужем с чемоданами вышли из вагона поезда «Омск – Петербург». Обустроиться они решили основательно, не спеша, с собой был хороший запас денег минимум на полгода. В рублях.

– Я ещё подумала, получив неплохой «парашют» в валюте при увольнении в Омске, мол, где там буду искать обменник? И поменяла все доллары на рубли.

Вы помните, что это был за день, 17 августа 1998 года? Технический дефолт, «чёрный август» назовут всё это позже. Это сейчас мы узнаём все новости практически моментально: интернет, сотовая связь – не хочешь, но достанут тебя повсюду. А тогда, двадцать лет назад ничего этого ещё практически не было. Тогда, идя по Невскому, Оксана никак не могла понять, что случилось с людьми? Люди казались озабоченными, раздражёнными, абсолютно не такими, какими она увидела их в свой первый приезд. Деньги закончились очень быстро.

– Первый год был просто ад! – вспоминает она

– А ты не хотела тогда вернуться? – спросила я

– Сначала вернуться не было денег! А потом постепенно всё нормализовалось… Многое в этом сыграло свою роль. И, знаешь… то, что каждый день я ходила в булочную за хлебом мимо Исаакия – тоже. Понимаешь?

Понимаю. Ох, как понимаю. Сама безумно, без остатка, безусловно влюблена в этот город с первого взгляда!

У Чернышовой два высших образования: техническое и психологическое. Но своим настоящим она, по праву, считает теперь то, что получила четыре года назад в парфюмерной школе. Двадцать лет проработав в кадровой сфере, занимаясь подбором персонала для разных заводов, фабрик, компаний, она в один прекрасный момент встала и… ушла. Потому что очень чётко поняла, чем хочет заниматься по-настоящему и смогла поверить в то, что мечта осуществима.

387

Как это часто бывает, помог случай. Оксана очень любила приходить в «Петербургский музей парфюмерии», что на Васильевском острове. Это было такое её место силы, вдохновения, творческой подзарядки. Она приходила в музей наслаждаться. Там тысячи ароматов – хозяйка музея покупает эти раритеты на лучших аукционах мира. Большую ценность представляет собой, конечно, не флакон, а содержимое. Только представьте, парфюм не выпускают уже сто лет, и вдруг находится флакон в отличном состоянии, который хранился в запечатанном виде, в темноте. Ему больше века, и он держит свой аромат. Потрясающе! Однажды Оксана увидела объявление о том, что открывается Школа парфюмеров, и сейчас идёт первый набор. Элина Арсеньева, хозяйка и создательница музея, решила создать Школу, чтобы не потерять наследие, сохранить уникальные традиции и знания. Это был знак! То, о чём раньше невозможно было даже мечтать, оказалось так близко и так реально. Вопрос идти или нет даже не стоял. Чернышова увольняется, берёт выходное пособие и год учится в школе. Серьезная теория и практика, практика, практика…

– Практика давалась мне сложнее, – вспоминает Оксана, – потому что мой подход отличался от подхода преподавателя. Ещё учась в школе, я уже пошла на практику в одно парфюмерное производство (там создавали парфюмерные отдушки), и, приходя в школу, делилась щедро. Даже учителя своего учила. Уверена, когда человек хочет, когда он ищет, то понимает, что нет границ и можно выйти за рамки. Я это смогла сделать. Мы в прекрасных дружеских отношениях со школой.

Эта учёба была очень серьёзной подготовкой, стоившей колоссальную сумму и круто изменившей всю её жизнь. Да, Чернышова сразу рассматривала это занятие как профессию, понимала, что она редкая, перспективная и может приносить очень неплохие деньги. Да, она стала работать даже больше, чем в найме. Но она всегда находит время для своего сына-подростка Павла. А он просто счастлив, когда мама берёт его с собой на работу. Ещё бы! Не каждому ребёнку выпадает возможность попасть в настоящую кузницу или стекольную мастерскую, где мастера выдувают волшебные флаконы. Павлу интересно многое, и ей так важно многое показать ему сегодня, чтобы он смог выбрать свой путь.

Оксана Чернышова свой путь выбрала. Сегодня она не только профессиональный парфюмер, но и президент Гильдии парфюмеров. Она продолжает много учиться, стажироваться в мировых парфюмерных школах, обмениваться опытом с коллегами в разных странах. Именно Чернышова стала идеологом и инициатором создания профессионального сообщества – Гильдии. Потому что поняла, что многого можно добиться именно вместе, а не по одиночке. Требуются колоссальные силы, чтобы поднять российскую парфюмерию не то что с нуля – из минуса, всё так потеряно и упущено, что сейчас российская парфюмерия не то что не воспринимается, а становится нарицательным именем. А ведь было время, когда российскую парфюмерию уважали и ценили не только в нашей стране, но и за рубежом. Всему миру были известны такие русские парфюмерные имена, например, как Август Мишель, Эрнест Бо и Константин Веригин.

– Я хочу, чтобы у нас в России, у любого человека была возможность сделать духи под себя. Как это есть во многих странах. Не потому что вдруг не нравится то, что есть в магазине, нет. Понимаешь, у тебя может быть полная линейка духов из магазина, но хочется чего-то своего, очень-очень персонального, уникального, – объясняет Оксана. – Сделать самому не просто. Год учась, мы только поняли, КАК это делается, а потом было много-много практики. Когда люди приходят на мастер-класс они понимают, что создать классные духи – это очень сложный процесс.

Создание духов – это очень интуитивное искусство. Нужно не только чувствовать, что с чем смешать, а ещё и понять, как ЭТО будет звучать через две недели, когда духи настоятся, как раскроется аромат. К слову, сказать, Оксана сделала комплимент моим духам. Я пришла на встречу в тех самых, которые собрала… нет, наколдовала на её мастер-классе летом, в Пушкине. Мы тогда приехали с мужем в музей Царское Село и, увидев вывеску выставки «Придворный парфюмер», я просто не могла туда не зайти. Получилось так, что участниками мастер-класса были только мы вдвоем. Мастер (это-то и была Оксана Чернышова) рассказала и показала нам кучу разных парфюмерных секретов. Тогда-то я и сделала свой-свой, уникальный. Который, постояв две недели в плотно закрытом пузырьке в темноте, стал ещё лучше, насыщеннее и ещё больше «про меня».

– Редко так удачно с первого раза получается – сказала она, оценив мой ароматный «шлейф».

Сегодня в России профессия парфюмер только-только начинает возрождаться вновь. В разных городах есть мастера, увлеченные этой страстью и создающие уникальные ароматы. Но многие работают в одиночку, боятся конкуренции. Когда Гильдия только выходила на рынок, кто-то из существующих профессионалов их опасался, кто-то думал, что это не серьёзно. Сейчас прошло уже три года и с мнением и авторитетом специалистов Гильдии считаются. Заслужили по праву: восемь действительных членов Гильдии – это сильнейшие мастера. В неё вошли те, кто закончил «Школу парфюмеров» (по личным рекомендациям своих учителей), много практиковал и на деле доказал свой профессионализм. Кстати, за время своего существования (с мая 2013 года) Школа выпустила 45 учеников. Кто-то стал работать самостоятельно, а кто-то не стал развивать эту профессию, поняв насколько сложен путь. Сегодняшние члены Гильдии парфюмеров практикуются постоянно, стажируются и учатся в Европе. Создаваемые ими духи разлетаются по всему миру от Токио до Нью-Йорка. Недавно духи «Придворный парфюмер», с той самой летней выставки, уехали в Шотландию.

– Люди сначала берут на пробу совсем мало, 10 мл, а потом пишут, что хотят больше. Нередко мы создаем специальные, уникальные ароматы по заказу компаний – они дарят такие эксклюзивные подарки своим дорогим клиентам. Одиночным мастерам это не под силу! – комментирует Оксана, – мы настоящая команда, которая вместе может сделать столько, сколько другим и не снилось.

Сегодня у Чернышовой не просто маленькая мастерская, в которой создаются единичные экземпляры. Это уже настоящее производство. Она отлично знает, что такое ложемент, обечайка, биговка. И это совсем не парфюмерные термины. Маркетинг и менеджмент – науки, которые ей пришлось постичь на практике, чтобы её бизнес по-настоящему встал на ноги. Ведь одно дело, когда создаёшь духи для себя и для своих знакомых, а совсем другое – когда для коммерческой задачи: надо продумывать упаковку, да и объёмы уже не один-два флакончика. Это совсем другие процессы. Сырьё стоит очень дорого, закупается полностью за рубежом. Такие организационные мелочи (а часто совсем не мелочи) как изменение цены (в долларах) на сырьё при уже заключённом договоре (в рублях) на партию ароматов, научили её многому: ориентироваться в незнакомой ситуации, быстро принимать решения, выходить за рамки и действовать нестандартно.

Кстати, о нестандартности. Оксана Чернышова уверяет, что у каждого состоявшегося парфюмера есть свой почерк.

– Это как? – поинтересовалась я

– А вот как у писателя свой стиль, слог. И ты узнаёшь! Легко отличаешь Достоевского от Чехова, Лукьяненко от Пелевина, Терри Пратчетта от Курта Воннегута, например. Вроде и из одной сферы, но настолько они разные. Определяется почерк парфюмера личными предпочтениями, конечно. У каждого собственные аккорды, ароматы. Кто-то делает более сложные, а кто-то простые и утончённые. Я, например, беру одну вдохновляющую парфюмерную ноту, обрамляю другими ароматными звучаниями, чтобы подчеркнуть красоту, выделить то, что восхищает в этом аромате. Духи превращаются в объёмное и гармоничное звучание, но ведущая партия остаётся всё же за тем, первым. Именно он задаёт характер. Это как ювелир обрамляет камень в изысканную оправу – очень похоже.

Мне стало интересно, влияет ли на почерк то, кто создает парфюм: мужчина или женщина? Нет, вовсе не по гендерному признаку определяется стиль. Между прочим, даже принятое (до недавнего времени, жёсткое) разделение ароматов на женские и мужские – дело рук маркетологов. Это они в один прекрасный момент сообразили, что люди покупают не сами духи, а… образы. Роскошные. Мужские и женские. И очень выгодно стали это продавать. А ещё до конца XIX столетия ароматы были, как сейчас принято говорить, унисекс. Сегодня жёсткие разделительные рамки уходят, тренд на индивидуальность берёт своё и уже не имеет значения какой категории вы выберете аромат For him или For her, главное, чтобы он идеально «сидел» на вас. Кстати, на выставке «Придворный парфюмер» я была очарована «Одеколоном лётчиков». Этот аромат, воссоздан по уникальной книге парфюмерных рецептов 1916 года: запах дорогой кожи, дерева и ещё чего-то очень ностальгического… Конечно же, купила маленький пробник и всё лето наслаждалась. Очень многие делали комплименты и спрашивали, что у меня за духи.

598x408_0_0f24b3d658fee25455e06bf6f7412313@660x450_0xd42ee437_5912704031437394340

Согласитесь, дорогой читатель, что духи способны изменять настроение? Ну женщины-то это точно знают. Я поинтересовалась у Оксаны, есть ли какие-то истории, связанные с духАми и человеческими судьбами? Ведь если аромат имеет над нами такую власть, может быть есть примеры, когда под его влиянием менялась чья-то жизнь?

– Конечно же, есть! – воскликнула она, – мою, например, точно изменили. Вообще, все мои друзья волей-неволей становятся дегустаторами и парфюмерными критиками. При встрече каждый раз спрашивают, что нового я сделала, да и сама я без спроса вручаю им тестеры со своими новинками, для разнашивания, так сказать. По итогу они мне потом выдают заключение – как «сидит», как долго держится, какие ноты особенно нравятся, насколько аромат носибелен. Одна моя знакомая какое-то время ходила в таком тестовом аромате на работу. Живёт она в 16-ти этажном доме, и однажды в лифте её узнал парень – давно хотел познакомиться с хозяйкой аромата, который он заставал утром (девушка уезжала раньше). Сейчас они прекрасная пара! Ещё случай: я работала над линейкой ароматов для дома: роза, гардения, жасмин, сирень… Моноароматы с запахами живых цветов, как в природе! Дала другу на тестирование в машину. Поздно вечером встречаемся, я передаю его жене (тоже подруге моей) её посуду, которая у меня осталась после праздника, а ему вручаю на тестирование один из ароматизаторов. Он его в машину положил и поехал домой. Жена дома стала принюхиваться – чем-то знакомым пахнет, но вместо цветов – кастрюлька! Пока разобрались, пока он оправдывался, наступила поздняя ночь и звонить мне было уже поздно. Пришлось бежать в машину за тестером, чтобы жену успокоить. После этого случая семейным парам дарю тестеры только при совместной встрече, мало ли что!

А мне стало ещё более очевидно, почему именно женщины главные потребители и ценители парфюма: они живут в мире запахов гораздо глубже мужчин. Запах для женщины – это важнейший источник информации о внешнем мире. Мужчины верят глазам, а женщина – носу!

– Или вот пример: «домашние» ароматы, которые разрабатываются для создания определенной атмосферы: расслабление, покой и безопасность – чаще всего востребованы. Дала я подруге тестер, когда она была в депрессии и очень неважно себя чувствовала: с мужем недопонимание, ребёнок из-за этого был тревожный. Поставила она ароматизатор дома, и ей самой стало легче. Муж, который неделю не разговаривал, спросил, чем так пахнет, похвалил. Подруга говорит, что аромат помог, и я ей верю!

Духи "Цирк Чинизелли". Автор Оксана Чернышова
Духи «Цирк Чинизелли». Автор Оксана Чернышова

Что такое духи? Палома Пикассо считала, что духи – это автограф личности. Коко Шанель была категорична: «Женщина, которая не пользуется духами, не имеет будущего». Жан Поль Готье говорил, что «Духи – это самая короткая дорога между женщиной и всем миром».

Для парфюмера Оксаны Чернышовой духи – это особый атрибут принадлежности, собственный мир, возможность чувствовать своё Я. Это её краски, которыми она рисует как художник. Это её музыка, которую она творит как музыкант. И это её дорога. Дорога, которая ведёт к счастью.

 

 

Как вы думаете?

Примечание: Ваш электронный адрес не будет опубликован

Вы можете использовать эти HTML тэги и аттрибуты:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>